Ивана Купала — какого числа в 2024 году. Традиции, обряды и приметы праздника
Иван Купала в старину принадлежал к самым почитаемым и важным праздникам. В нем принимали участие и стар, и млад. При этом все строго соблюдали традиции, обычаи и обряды этого дня. В отличии от Пасхи, Вознесения и Троицы, которые празднуются каждый год в разные даты, этот праздник имеет точную дату, которая не меняется. По старому стилю его отмечали 24 июня, а по новому – дата праздника приходится на 7 июля. Ее изменение обусловлено переходом на григорианский календарь.
До прихода к славянским народам христианства праздновали Купалу 22 июня в день летнего солнцестояния. После того, как праздник приурочили к рождению Иоанна Крестителя, его стали отмечать 24 июня. Тогда же и появилось название «Иванов день». Дата 7 июля значительно отодвинула день празднования от дня солнцестояния, поэтому первичное значение праздника, что отмечали древние славяне утрачено. Хотя в некоторых странах его и по сей день празднуют с 20 по 24 июня.
Иванов день считается не только самым веселым праздником, он еще и самый разгульный. В народе считают, что это день ведьм, колдунов и оборотней. А у водяного так и вовсе – именины. А раз праздник у нежити, то только и делай, что остерегайся проказ домовых, да леших. Да и купайся с осторожностью, покуда водяные с русалками также не дремлют в Иванов день.
А вообще, праздник интересный, обрядовый. Все его сложные действия направлены на благополучие, достаток в семье, на избавление от болезней и получение богатого урожая. В этой статье рассмотрим, когда Ивана Купала в России в 2024 году. А также более подробно разберемся в традициях, обычаях и обрядах праздника.
Содержание:
Ивана Купала — что это за праздник и когда будет в 2024 году
Народный праздник Иван Купала отмечается у славян 24 июня или 7 июля по новому стилю. В старые времена он приходился на День летнего солнцестояния и по мнению исследователей посвящался Богу Солнца Яриле. В этот день чествовали солнце и воду, считали при этом, что природа вступила в стадию своего расцвета.
Также считалось, что в этот день состоялась свадьба Ярилы со светоносной богиней Зарей-Заряницей. Важным элементом свадьбы являлось купание солнца в водах. Видимо отсюда и пошло название «купала».
С моментом расцвета христианства этот праздник тесным образом сплелся с другим. 7 июля родился библейский Иоанн Креститель или Предтеча, сын Захария и праведной Елисаветы. Крестителем его прозвали потому что он крестил в водах Иордана Иисуса. Имя в переводе с греческого переводится как купатель, погружатель в воду. Прозвание Предтеча он получил в связи с тем, что проповедовал и пророчествовал о пришествии Мессии.
По сути название праздника после этого и пошло от имени Иоанна Крестителя. Тогда, как обряды и обычаи являются более древними. Но к сожалению старинное название этого празднества не сохранилось. Поэтому несколько не вяжется название праздника, связанное с именем христианского святого и теми обрядовыми действиями, что совершаются в этот день.
Хотя в народе есть другое божество, имя которого Купало. Это божество лета и оно также напрямую имеет отношение к великому празднику. На самом деле история нам ничего не рассказывает по поводу этого божества. Поэтому неизвестно было ли оно известно древним славянам, или нет. Как утверждают исследователи, Купало, как и Коляда являются лишь олицетворением праздника летнего солнцестояния или солнцеворота. И посвящается он богу Солнца Яриле.
Основным ритуальным действием праздника является купание, очищение. Поэтому название для праздника «купала» вполне подходит к событию.
Самое главное, что в народе праздник почитается и по сей день, как один из самых значимых и разгульных. По поверьям в этот день даже Солнце трижды останавливается в небе.
Русские традиции и обычаи празднования
Русские и славянские традиции и обычаи богаты на все случаи жизни и этот важный праздник не является исключением из правил.
1. Известно, что вплоть до 19 века в некоторых русских губерниях еще широко праздновали Ивана Купала, или как его еще называли Иванов день. В честь бога Ярилы за неделю до главного дня собиралась большая ярмарка, где народ мог купить к празднику для себя обнову. Также в этот день были народные веселые гуляния, назывались они «молодой Ярило».
За день перед основным праздником вновь устраивали большой базар и гуляния, которые в народе получили название «старый Ярило».
2. Накануне в ночь перед праздником следовало искупаться до захода солнца. В холодную погоду топили баню, а в теплую ночь – купались в природных водоемах. Купание в день Аграфены Купальницы 6 июня сулило красоту и долгую молодость. Можно было не только купаться, но и обливаться водой. Это было ритуальное очищение от всего недоброго и скверного. Очистившись, человек обретал здоровье и долголетие.
3. Также в ночь с Аграфены Купальницы на Ивана Купала вплоть до ранней зари собирали «черпали» чудодейственную росу. Женщины шли на луга с чистой скатертью и с бураком, иначе говоря с деревянным сосудом из бересты. Скатертью собирали росу. Когда ткань намокала, отжимали драгоценную жидкость в бурак.
Затем ею умывались. Таким способом избавлялись от прыщей и угрей. Лицо по народным поверьям становилось свежим и румяным, кожа нежной и чистой.
Росой также кропили стены дома, мебель, особенно кровати. Подобное действие помогало избавиться от тараканов и клопов.
4. В купальскую ночь искали клады. Только в эту ночь сокровища становились видимыми, так как выходили из под земли и светились синими огоньками. Если знать секрет, то клад можно не только найти, но и забрать себе. Но не все так просто, прежде чем идти за кладом, следовало найти цветок папоротника. Он обладал способностью делать человека невидимым.
Будучи невидимкой счастливчик сможет видеть все клады, спрятанные под землей. Обладатель цветка сможет даже подчинить себе духов земли и те отдадут ему сокровища.
Цветок папоротника найти совсем непросто, так как он цветет лишь раз в году. А именно в ночь на Ивана Купала. Его охраняет нечистая сила и не дает его срывать. Если даже найдешь цветок, то сорвать его бывает опасно. Эта опасность порой даже связана с риском для жизни. Но смельчаки были готовы это сделать. Только вот цветок никому не попадался.
5. Помимо цветка папоротника собирали и другие чародейские травы. Ими лечились круглый год от разных болезней и хворей. Помимо этого использовали их как обереги и амулеты. Собранные в этот день, они считались наиболее целебными, чем сорванные в другие дни. Во время сбора читали заговор:
Земля-мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати.
Травы и цветы собирали и клали под Иванову росу. Затем сушили и использовали весь год, вплоть до следующего дня Купалы. Собирали разные целебные растения, но особо почитали следующие.
- петров крест или царь-трава. В корне растения на глубине двух аршин находится особый крест. Если найти его, то он станет отличным оберегом от колдунов, ведьм и нечистой силы. 1 аршин – 71,2 см.
- чертогон или синеголовник. Его затыкали в щели ворот и дверей, таким образом не пускали в дом колдунов. Траву также затыкали под кровлю крыши. Благодаря такой защите отгоняли от дома чертей.
- чернобыльник или полынь обыкновенная. Из него плели обрядовые венки и совершали с ними ритуалы. Под корнем растения искали земляной уголь. Он помогал избавиться от падучей и черной немочи. Корень чернобыльника также избавлял от этих болезней.
- купальница защищала от нечистых духов.
- зяблица или мышиный горошек. Его топили в молоке, использовали, когда ребенок без конца плакал. Еще давали при бессоннице.
- расперстьице. Траву вначале требовалось вместе с корнем выкопать на заре купальского дня. После чего высушить и размолоть в порошок. Им посыпать раны, порезы, опухоли и нарывы.
- девясил использовался для лечения разных недугов. Отсюда собственно и идет название.
- богородская трава или тимьян, чабрец. Ею окуривали больной домашний скот и отелившихся коров. Тем самым отгоняли злых духов и лечили от болезней.
- иван-да-марья. Ее раскладывали в каждом углу избы, чтобы в нее не проникли воры. По поверью Иван будет разговаривать с Марьей и воры подумают, что в доме кто-то есть.
- крапиву, шиповник и чертополох заготавливали чтобы защитить избу от дурного глаза.
- после Аграфены и Иванова дня вязали березовые веники для бани.
6. В Иванов день девушки плели венки из трав и цветов, а вечером пускали их в воду. Многие при этом загадывали – если венок потонет, то значит в этом году она не выйдет замуж. Если же поплывет в правильном направлении, то быть замужеству.
7. Вечером девушки собирались у кого-то на дому и толкли в ступке ячмень под пение песен. На следующий день поутру варили из него кутью и ели. Делали это очень рано, чтобы потом еще успеть собрать росу и умыться ею для красоты и молодости.
8. В праздник пели обрядовые песни, в которых славили Купалу. Его при этом называли – любовный, чистоплотный, травник, веселый. Все эти эпитеты напрямую связаны с обычаями праздника.
- Прозвание «любовный» означает, что в праздник допускаются относительно вольные отношения между парнями и девушками. Особенно это практиковалось в языческих традициях. При христианстве отношения стали строже, но все же они также имели место.
- Эпитет «чистоплотный» объясняется просто. В праздник принято купаться в озерах и реках, тем самым совершать обряд очищения.
- Купала-травник тоже вполне объяснимо. Выше рассказывается о чудодейственных травах, которыми лечились и использовали как обереги от порчи.
- «Веселый», потому что сам праздник такой по сути. Если сравнивать его с другими, то он самый веселый, и повторюсь – самый разгульный.
9. Вечером перед праздником жгли очищающий костер.
Со всего села стаскивали на поляну кучу хвороста и выкладывали из него высокое костровище в виде пирамиды. Во многих местах в центр устанавливали шест. На него крепили колесо или небольшую смоляную бочку. А где-то насаживали на шест череп коровы или коня.
Костры обычно разжигались вечером на Аграфену Купальницу и зачастую они горели всю ночь до следующего утра. Этот огонь собирали и несли домой к празднику. Старый при этом гасили, а новый разжигали.
На это действо приходили все жители. Если кто-то из женщин не выходил к костру, ее обвиняли в ведьмовстве.
Всю ночь вокруг костра водили хороводы, прыгали через него и пели купальские песни. Через костер прыгали, чтобы очиститься, чтобы снять с себя все недоброе и избавиться от болезней. Также считали, что если очиститься огнем, то русалки не потревожат весь год.
Если кто-то из девушек отказывался прыгать, или у него не получалось это сделать, ее нарекали ведьмой. При этом хлестали крапивой и обливали холодной водой. Зачастую даже обсыпали перьями. Девушки, которые до свадьбы потеряли свою девственность не имели возможности прыгать через костер, дабы не осквернить его.
Пары, которые встречались прыгали через костер взявшись за руки. Если при этом руки не расцеплялись, то брак сулил быть удачным и крепким.
В некоторых губерниях парни сцепляли руки наподобие качелей и качали над костром девушек. Это делалось для защиты их от сглаза, порчи и всякого колдовства.
10. У костра устраивались игрища, играли в горелки и бегали наперегонки.
Как можно видеть, ночь накануне Ивана Купала была даже более наполнена событиями, чем сам день праздника.
Народные приметы славянского праздника Иванова Дня
Народные приметы в основном были направлены на то, какая погода будет накануне праздника или в сам праздничный день. Все они касались будущего урожая. Людей заботило, сколько его они соберут в своих закромах. От этого зависело, сытый или голодный ожидается год.
1. Мы уже говорили, что в праздник собирали росу. Тогда же и подмечали такую примету. Сильна роса на Ивана – быть большому урожаю огурцов.
2. Если в Иванов день прошла гроза, то не жди большого урожая орехов. Да и те, что уродятся, будут пустыми.
3. На Иванову ночь много звезд на небе – значит жди большого количества грибов в лесах.
4. Если в этот день сильно пахнут цветы и травы, значит быть дождю.
5. До Иванова дня дождь, значит прибавится хлеба в засеке (в закромах). После Иванова дня дождь – из засека. То есть будем хлеб брать из закромов.
6. Во многих местах на Купалу открывается большой покос. Если во время сенокоса идет дождь, то сену плохо. Зато зерну хорошо.
7. Травы черны – лошади кормны (откормлены). Сено погибло, зато овса много и он хорош.
8. На Иван-день должно уже выколоситься жито. Если же не заколосится, то это плохая примета. Говорили, что если на Иван-день колосок, то на Ильин-день колобок. Год удачный.
9. Была и такая примета, где к человеку обращается пчела: «Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана». И правда, за два-три дня до Ивана Купала или через два-три дня после него появляется мед.
10. Если в полночь прикоснуться к дереву или обнять его, то сбудутся все желания.
Обращали также внимание и на день перед праздником, то есть на 6 июля. Этот день принадлежит святой мученице Аграфене. Здесь были свои приметы.
1. Репу сей на Аграфену – хороша будет репа.
2. На Аграфену гречиха мала, значит овсу порост.
Обряды совершаемые на Ивана Купала
Несмотря на то, что в настоящее время праздник приурочен к рождению Иоанна Крестителя все же все поверья, обряды и традиции по сути посвящены Богу Солнца Яриле. Правда в некоторых славянских странах в этот день чествуют и богиню плодородия Ладу.
Купальские обряды включают в себя целый комплекс действий, которые совершаются с вечера накануне Иванова дня и весь следующий день.
- Обряд собирания трав и плетения венков в Иванов день
- Очищение и украшение своих жилищ к празднику
- Обряд очищения: купание и обливание
- Разжигание костра в ночь накануне Ивана Купала и обрядовые ритуалы
- Уничтожение чучела
- Обряды выслеживания и символического уничтожения ведьм
- Купальские хулиганства накануне Иванова дня
- Девичьи гадания на Ивана Купала
Рассмотрим их подробнее.
Обряд собирания трав и плетения венков в Иванов день
Как уже подробно рассказывала выше, в Иван-день собирали разные травы и цветы. Их наделяли чудодейственными качествами и считали целебными. Лечились ими и использовали в качестве оберегов.
Венки в Иванов день считались главным обрядовым атрибутом. Их использовали для гаданий, лечебной магии и ряжения.
Из трав и венков плели венки. Днем носили их и совершали в них всевозможные обряды. Вечером шли к реке и бросали их в воду. Если венки тонули, то значит в этом году можно было и не думать о свадьбе. Даже если у девушки был парень, это не означало, что он сделает предложение. Потонувший венок означал, что он разлюбил и ничего от него ждать не надо.
Если же венок плыл в нужном направлении, то можно было готовиться к свадьбе.
Также на венках гадали о своей судьбе, здоровье и даже смерти.
Не всегда венки пускали по воде. Зачастую их оставляли в доме и использовали как средство для лечения болезней и как оберег от сглаза и порчи, или защиту от нечистой силы.
Но часть венков уничтожали. Их бросали в костер, разрывали на части и бросали в огороде. Иногда забрасывали на крышу дома и уже совсем редко – уносили на кладбище и оставляли там.
Очищение и украшение своих жилищ к празднику
Большое значение в применении обрядов имело благополучие и здоровье семьи. Поэтому перед праздником тщательно прибирались в жилище. Такое очищение обеспечивало не только чистоту, но и здоровье всех членов семьи.
Мыли не только полы и окна, но и все в дома. В том числе перемывали посуду и обязательно мыли дежу – деревянную кадушку для замеса теста. В традиционной славянской культуре дежа являлась символом благополучия и достатка в доме.
После уборки украшали стены домов травами и ветками березы и вербы и другими растениями.
Не только жилища украшали зеленью. С Аграфены Купальницы начинали вязать веники для бани. Веники с этого дня считались лечебными и избавляли от всех хворей. Тогда как собранные ранее вызывали «чес» на теле и даже несли вред здоровью. Так считали люди.
Обряд очищения: купание и обливание
Обряды обливания водой и купания в реках носили очистительный характер. Помимо купания в природных водоемах также мылись в бане с лечебными травами. Подобное ритуальное очищение давало здоровье на весь год.
По поверьям в этот день само Солнце купается в водах. Тем самым оно освещает их. Таким образом вода становится целебной, освященной и поэтому купание и обливание избавляет от болезней, порчи и других недугов и дает здоровье до следующего Иванова дня.
Однако в некоторых областях купались всю ночь напролет, а в других боялись даже зайти в воду. Считалось, что водяной может утянуть к себе на праздник. Ведь в этот день он праздновал свои именины.
В праздник воде приносили жертвы. В реку бросали небольшие деревца, чучела, сделанные из травы и цветов. Девушки опускали в воду венки. Видимо подобные обряды являются отголосками более древних действий, когда поклонялись рекам и другим источникам.
Помимо купания умывались Ивановой росой, которую собирали в день праздника поутру. Она также считалась целебной и давала красоту и молодость. Также она обладала по поверьям целебными свойствами. К примеру лечила головную боль и помогала при других болезнях. Ею промывали больные глаза и накладывали повязки на раны.
Разжигание костра в ночь накануне Ивана Купала и обрядовые ритуалы
Костер также как и вода считался очистительным атрибутом праздника. После его разжигания все собирались возле него. Вместе водили хороводы и пели песни. После чего прыгали через костер, как по одному, так и по двое, взявшись за руки. Помимо этого на костре жгли чучело нечистой силы или ведьмы.
На костре сжигали не только чучело, но и символические предметы других купальских обрядов. Такие как пучки зелени, травы, цветов, которые носили по деревне на шестах. Сжигали воткнутые в землю шесты, вокруг которых собирали костер. В огне уничтожали и некоторые старые вещи, которые приносили из дома. Это были веники, метлы, старые лапти. Не жалели старые бороны, телеги и бочки. Также жгли деревянные миски и чашки.
Особенно любили жечь колеса от старой телеги. Возможно это было связано с поверьями о превращении ведьмы в колесо. Поэтому таким образом символически сжигали ведьму.
Другое представление о колесе, как о самом символе солнца и солнцевороте. Таким образом напоминали о дне солнцестояния.
Иногда находили небольшое деревце на поляне и украшали его лентами, цветами и растениями. На верхушку усаживали чучело или крепили колесо, солому и траву. Вокруг дерева собирали костер и зажигали его. В него отправляли старую обувь, использованный веник и другие предметы, которые представляли собой по поверьям нечистую силу.
Существовали и такие поверья:
- для лечения ребенка от хвори на купальском костре следует сжечь его рубашку. Вместе с рубашкой сгорят и все болезни.
- если в доме разлад, то следовало принести на костер старый хлам из дома.
- для того, чтобы домашние животные и скот не болели их тоже проносили с собой через костер.
Огонь обладает большой очистительной силой. Также он помогает избавиться от ненужного. Поэтому он применялся в большинстве языческих праздников.
Уничтожение чучела
В купальскую ночь следовало делать чучело и уничтожить его. Оно олицетворяло нечистую силу и для того, чтобы она не преследовала весь год от нее избавлялись.
Чучело изготавливали из пучка зелени или обычной травы. Порой делали его и с присутствием цветов. Затем насаживали на шест и с торжественной процессией носили по селу. Иногда вместо чучела на шест насаживали украшенное молодое деревце. Это могла быть березка, верба или молоденькая сосна.
Чучелу давались женские имена.
- Мара
- Марена
- Марина
- Купала
- Катерина
- Ульяна
- Ведьма
Реже давались мужские имена и прозвища.
- Иван
- Дед
- Черт и др.
После совершения торжественной процессии, вождения хороводов и проведения различных игрищ чучело сжигали на костре. Вместе с ним сжигали и сам шест. Если чучело было на шесте в корзине, или на дополнительной палке, то сжигали и их.
Обряды выслеживания и символического уничтожения ведьм
Центральным купальским обрядом являлось выслеживание и символическое уничтожение ведьмы или другой нечистой силы. В том числе и избавление от смерти. В народе верили, что в этот день вся нечистая сила наделена особыми свойствами.
Ведьмы и колдуньи собирались вместе в пещерах, на перекрестках дорог или на известной Лысой горе. Там они совершали свои черные обряды и магические ритуалы. При этом пели, плясали и веселились от души. Исследователи считают, что такие поверья являются отголосками старинных языческих обрядов, которые проводили древние волхвы.
Выслеживание ведьмы и другой нечистой силы проводили следующим способом. На Купала в цедилку наливали воду и высыпали в нее иголки, после чего кипятили на костре. Таким образом считали, что причиняют ведьме боль и она непременно придет к костру.
При этом бегали рядом с зажженными факелами и изгоняли криками всякую нечистую силу. Не везло в этот момент любому животному, которое оказывалось у костра. Его убивали или калечили, считали при этом, что в нем поселились злые духи или сама ведьма.
Вокруг костра боронили дорогу, чтобы видеть по следам, когда ведьма вступит на борону.
Обряд символического уничтожения ведьмы заключался в том, что некий предмет, который символизировал саму ведьму или нечистую силу уничтожался одним из способов. Это могло быть чучело, кукла, сделанная из зелени, конский или коровий череп.
Существовало множество способов избавления от символического предмета.
- сжигали на костре
- бросали в воду
- бросали в болото, яму или канаву
- закидывали на высокое дерево
- разрывали на мелкие части и выбрасывали
- забивали камнями
- выносили за пределы поселения
- отпугивали выстрелами
- создавали ритуальный шум и отпугивали с его помощью
Благодаря подобному обряду люди верили, что избавляются от всех бед и напастей. Они также верили в то, что в их семьях будет достаток и благополучие. На нивах созреет богатый урожай и год не будет голодным.
Купальские хулиганства накануне Иванова дня
Так как перед праздником следовало искупаться в вечер накануне, то обряд вершили именно в это время. Часто после купания в реке или другом природном водоеме, деревенские парни переодевались в старую одежду. У них были с собою ведра. В них набирали воду, при этом старались зачерпнуть мутную и грязную водицу. Если же удавалось зачерпнуть в ведро обычную жидкую грязь, то ей и отдавали предпочтение.
Затем шли по деревенской улице и обливали всех, кто попадется на пути. Исключение составляли малые ребятишки, да почтенные старики. Особенно любили обливать молодых девушек. При этом, если девицы прятались в доме, то особенно смелые парни забегали в избу и силой вытягивали их на улицу. После чего обливали с ног до головы и шли за новой порцией воды.
Обычно такое действо заканчивалось тем, что уже и парни и девушки начинали активно поливать водой друг друга. Когда надоедало таскать воду в ведрах, все дружно отправлялись к реке и купались там прямо в одежде.
Другое бесчинство заключалось в том, что из домов и со дворов соседей крали снятые с петель двери домов и калитки забора. Частично разбирали и сам забор. Все это несли к костру и там сжигали.
А некоторых селах и деревнях в купальскую ночь поджигали колеса и смоляные бочки и скатывали их с горки. Или же носили их подняв на шестах.
Девичьи гадания на Ивана Купала
В древности гадания в лень солнцестояния имели большое значение. Они предназначались для определения своего будущего и прогнозов в получении богатого урожая. С приходом христианства гадания практически исчезли, так как потерялись во времени и искоренились. Остались лишь гадания на венках и костре.
Молодые незамужние девушки пускали по воде венки. Чей плыл дольше всех и не тонул могла готовиться к замужеству. У замужних женщин долгое плавание сулило долгую жизнь.
Когда прыгали через костер, то следили, кто самый ловкий. Чем выше был прыжок, тем счастливей у этого человека пройдет год.
Однако остались истории, как гадали в купальскую ночь древние греки. Возможно и наши гадания были примерно такими же. Вот, что донесла до нас история.
«Язычники в 23 день июня, ввечеру, собирались на берегах рек, и в некоторых домах мужи и жены украшали перворожденную деву наподобие невесты. При том пировали и плясали, кружились, совершая празднество в честь богини Весты. Между тем бросали разные вещи в сосуд, наполненный водой. Наряженная девица по вынутии каждой вещи предсказывала будущее тому, кто клал оную. На другой день с музыкой и пляской все выходили за водой и кропили оной все дома, а потом во всю ночь прыгали через зажженные костры. Церковные учители, постепенно отклоняя новых христиан от языческих обычаев, почли за нужное при водоосвящении сочинить для сна песни в честь Пресвятой Девы Марии»
Купальские песни для празднования Иванова дня
Как утверждают многие фольклористы, купальские песни связаны с мифологией праздника и теми обрядами, что на нем совершаются. Среди них много лирических на тему любви и семьи. Другая категория относится к хороводным, игровым песням и балладам. Также много шутливых песенок, которые похожи на перебранку между девушками и парнями.
Их исполняют конкретно в праздник и в другие дни их уже не услышишь. Потому что как говорят в народе «неинтересные это песни, чтобы часто их петь, а на Купалу без них не обойтись…» Другие отмечают, что поют эти песни только раз в году у костра в хороводе.
В текстах песен много повторений в виде «Купала», «Купала на Ивана», «Ой рана-рана на Ивана» и т. далее. Повторения могут звучать через каждую строчку. В видео можно послушать одну из песен.
Интересен сюжет одной из старинных песен «веночного обряда». В ней рассказывается о юноше Купале и девушке Костроме. У Костромы был брат, но детей разлучили в раннем детстве.
Кострома повзрослела и в один из дней гуляла по берегу реки. Подул сильный ветер и сорвал с ее головы сплетенный венок. В это время на лодке рядом проплывал юноша. Он подплыл к венку, взял его и отдал девушке. Молодые люди полюбили друг друга с первого взгляда и сыграли свадьбу.
Уже после свадьбы родители признали в юноше своего потерянного сына Купалу. Кострома от такого известия в отчаянии бросилась в реку. Она не утонула, а превратилась в русалку, которую прозвали в народе «мавка». Купало бросился в костер и там сгорел.
Русалка не забыла Купало и молилась о встрече с ним. Боги сжалились над ней и сплели тела в цветок, который назвали купала-да-мавка. Уже после народ переименовал его в иван-да-марью.
Что нельзя делать в праздник
Запреты и ограничения в день Ивана Купала в основном связываются с народными поверьями и церковными канонами.
- Согласно канонам на 7 июля приходится Петровский пост. В этот день принято очищаться духовно. Для этого рекомендуется все гуляния свести к минимуму и соблюдать рекомендованный пост. Можно включить в меню рыбу и бокал красного вина.
- В день праздника нельзя что-либо продавать.
- Не рекомендуется в праздник что-либо одалживать или давать на время.
- Если на дороге лежат деньги, то брать их нельзя.
- В ночь с Аграфены на Ивана Купала нельзя спать. Иначе можно попасть в руки нечистой силы.
- В праздник запрещено делать никакую работу по дому и по огороду.
- Также не рекомендуется стричь и красить волосы.
В общем нельзя работать, нужно веселиться и водить хороводы. А также избавляться от ненужных и старых вещей. При этом не отдавать своего и не брать чужого. Даже в праздник думать о душе и не предаваться разгулу и перееданию.
Как видно из статьи, праздник Ивана Купала проходит ярко и весело. Много чего надо успеть сделать в купальскую ночь и в Иванов день.
В последнее время традиции празднования возрождаются. Люди восстанавливают традиции и совершают обряды. С каждым годом становится все больше желающих поучаствовать в таком празднике. И конечно же присутствие на одном из главных праздников древних славян остается в памяти надолго.
Спасибо за информативную историю возникновения праздника, много нового узнал для себя.
Пожалуйста, Андрей! Рада, что статья оказалась для вас полезной)
В наше время многие отмечают праздники, как говорится «автоматом», толком даже и не зная, что именно они отмечают и тем более саму историю происхождения. Очень интересная статья получилась, столько много информации Вы собрали про Ивана Купалу!
Мне как-то пришлось побывать на праздновании Дня Ивана Купала. Было очень интересно и весело. Теперь, благодаря вам, я узнала много интересной информации об этом дне.
Наталья, мне казалось, что все мы достаточно много знаем о таком празднике, как День Ивана Купала. Но когда начала писать статью — удивилась сколько различных деталей и аспектов, которые нам неизвестны) Рада, что статья оказалась для вас полезной!
Очень интересная статья! Помню, в детстве кое-какие традиции выполняли на праздник Ивана Купалы, но полную картину всех обычаев получила только сейчас. Познавательно!
Спасибо за оценку, Ольга! Да, сейчас все эти традиции и обычаи уходят из наших жизней. Ещё в нашем детстве этот праздник как-то отмечался, а вот в детстве наших детей — уже нет. Это стало одной из причиной для написания данной статьи.
В наше время многие отмечают праздники, как говорится «автоматом», толком даже и не зная, что именно они отмечают и тем более саму историю происхождения.
Согласна с вами, Сергей! Я тоже за осознанный подход во всем. Очень хорошо понимать, что и для чего ты делаешь — что и для чего отмечаешь.